Воспитание
культуры речевого общения – одна из
важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка, которая
предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими,
лексическими, грамматическими), но и совершенствование выразительных средств
языка в живом речевом общении.
В воспитании культуры речевого общения
дошкольников важную роль играют развитие всех сторон речи, знание правил и норм
речевого этикета, использование их в зависимости от ситуации. Речевое общение
подразумевает умение правильно, выразительно и точно говорить, с одной стороны,
и умение слушать собеседника и извлекать ту информацию, которую вложил в свою
речь говорящий, с другой. Поэтому совершенствованиекоммуникативной компетенции невозможно без
усвоения основ культуры речи, отсутствие которых может вызвать неверное
представление о сути высказывания. В речевом поведении следует учитывать и
экспрессивность последнего, т.е субъективную эмоциональную оценку, определяющую
выбор лексических, грамматических, композиционных средств.
В современных условиях одной из опасностей для
литературной речи, по выражению К.И.
Чуковского, является влияние «канцелярита». Привычка говорить штампами,
слитными блоками казенных слов ведет к утрате живого языка, и это отражается на
его грамматической стороне и выразительности речи.
Таким образом, речевое поведение — это сложная
совокупность умений и навыков, нуждающихся в систематическом формировании,
закреплении определенных норм и правил, которые должны стать привычными. Для
ознакомления с правилами речевого поведения можно использовать беседы о
воспитании культуры речевого общения как с детьми, так и с их родителями;
проводить игры (дидактические, музыкальные, подвижные), в которых ребенок подводится
к осознанию необходимости правильного поведения («Урок вежливости», «Как
поступают вежливые дети»). При знакомстве с произведениями художественной
литературы нужно развивать у дошкольников умение оценивать поступки персонажей
и соотносить их со своими действиями. Кроме того, целесообразно создавать
специальные ситуации, в которых дети самостоятельно выбирали бы речевую форму
общения («Говорим по телефону», «Идем в гости»), широко применяли различные
наглядные материалы (картинки, альбомы, фотографии, слайды, диафильмы,
мультфильмы). Полезно к такой работе привлекать родителей, чтобы они вместе с
ребенком могли составить рассказ, записать его, сделать к нему рисунки. Большое
значение в ознакомлении с правилами речевого поведения имеет индивидуальная
работа с отдельным ребенком, в которой педагог должен учитывать особенности
развития психики ребенка, его статус в семье и уровень речевого развития.
Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи
— главный фактор решения общей задачи — воспитания культуры речевого общения
дошкольников. Высокий уровень речевого развития, владение эмоциональным
словарем, специальные упражнения, развитие умения составить связное
высказывание на тему о правилах поведения являются обязательным условием
освоения детьми культуры речи.