У детей старшего дошкольного возраста развитие речи
достигает довольно высокого уровня. В основном дети правильно произносят все
звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, умеют передать
вопросительную и восклицательную интонацию (радость, удивление и т. д.). К
старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов.
Продолжается обогащение словарного состава, однако особое внимание уделяется
его качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного
(синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными
словами.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается
важнейший этап развития речи ребенка — усвоение грамматической системы языка.
Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных
предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим
ошибкам, умение контролировать свою речь. В диалогической речи дети прибегают к
краткому или развернутому ответу в соответствии с вопросом. Ребята не
ограничиваются называнием предмета или явления, а в большинстве случаев дают
более развернутый и достаточно полный анализ, вычленяют характерные признаки и
свойства. Дошкольники овладевают умением отбирать нужные сведения и находить
целесообразную форму выражения в связном повествовании.
У детей старшей группы развито умение последовательно
и четко составлять описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему, однако
навыки передавать свое отношение к описываемым предметам и явлениям, оценивать
содержание, делать выводы еще недостаточно сформированы.
Дети активно осваивают построение разных типов текстов
- описания, повествования, рассуждения. В процессе развития связной речи
дошкольники начинают также активно использовать разные способы связи слов
внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая
при этом его структуру.
Вместе с тем можно отметить и другие особенности речи.
Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (например,
сонорные р, л и шипящие), не умеют пользоваться интонационными средствами
выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от
ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм
(родительного падежа множественного числа имен существительных, в согласовании
прилагательных с существительными, в словообразовании). Вызывает затруднение
правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к
ошибкам в соединении слов в предложении и к неправильной связи предложений
между собой при составлении связного высказывания.
Что касается развития связной речи, основные
недостатки относятся к неумению построить связный текст с соблюдением всех
структурных элементов (начала, середины, конца) и соединять различными
способами цепной и параллельной связи части высказывания.